Женщины-воины в истории

амазонки

Может это покажется кому-то маловероятным, но в действительности склонность женщины к военному искусству является вовсе не таким уж и редким явлением, как можно думать. Вспомним легендарных амазонок, о которых память точно не исчезнет, пока будет стоять мир, вспомним чешских “дев-воительниц” с Шарко во главе, достаточно вспомнить также отдельные фигуры, как египетскую царевну Гатасу, которая приказала титуловать себя фараоном и сама вела свое войско в бой, «хорошенько» и всегда успешно. Стоит отметить, что однажды эта классическая женщина-воин так увлеклась сражением, что, увидев, как ее родной брат Тутмос, преследуя вражеского вождя, перегоняет ее, – пригрозила копьем и родному брату с грозным возгласом:
– Я покажу тебе – мальчишке, как отбирать у меня победу!

Не отставала от Гатасы в воинственности властительница Пальмиры, славная Зенобия, так же скифская королева Томирис, или римлянка Юлия Маммеа. Правда, последняя не командовала войсками в битвах, но выполняла не менее трудную задачу: руководила восстанием преторианцев, которые стали под ее руководством.

И в более поздние времена большое количество женщин, носивших военную униформу, брались за военное дело именно тогда, когда существовало весьма неблагосклонное к этому общественное мнение. Так называемая “La Grande de Mademoiselle” – герцогиня де-Монпасье ходила с войском в наступление. Мало того, считала наибольшим наслаждением гарцевать на коне перед наступающим врагом и зажигательными речами воспламенять воинскую отвагу.

Нет сомнений, что история записала очень маленькую часть активных воинов-женщин, поскольку в основном они выходили на фронт под псевдонимами и переодетые в мужскую униформу. Однако, сохранились и некоторые документы.

Многих влечет к военной жизни из природы их беспокойный характер. Это женщины “странствующие рыцари”, которые ищут вечных изменений, приключений, игры с опасностью. Это те, которые не требовали декларируемого равноправия, они брали его сами… «с боем». Многих звало на воинский путь чувства патриотизма и сознание опасности своего народа.

Среди этих очень часто упоминается имя Жанны «Старшей», прозванной «Гашет», которая при обороне города Бове от Карла Смелого (1472 г.), ударом боевого топора зарубила вражеского хорунжего и отобрала у него знамя. Очень известная также и «панна Сарагосская» (1818 г.), воевавшая против французов, защищая родной город.

Многих женщин ведет на войну и любовь. Следуя за мужем или женихом, несут наравне с мужчинами все трудности походов и военной жизни, и часто проявляют величайшую храбрость и отвагу. Такова Женева Премойа, француженка с юга, которая почти всю жизнь провоевала, как драгун полка Тюрбили, под именем “рыцаря Бальтазара” (умерла в 1704 г. в Париже). Об этой “драгунке в юбке” существует немало литературы, ибо она была “командором ордена Св. Людовика”, т.е. имела высшую французскую военную награду. Пережила она немало, ко всему была еще и замужем, причем муж ее, Жан Гуник Дюпон служил в полку под ее командованием. Храбрость «рыцаря Бальтазара» была легендарной и порой даже переходила границы вероятности.

Наибольшее количество женщин-воинов приходится на XVIII век, и преимущественно во Франции. Интересно, что все женщины, о которых остались того рода упоминания в истории, в конце концов без исключения выбивались на положение старшин.

Стоит здесь отметить, что почти все воинственные женщины, начиная от Гатасы, были очень маленького роста и невзрачные на вид. Правда эту деталь можно отметить и в великих полководцах-мужчинах, например, «бог войны» Наполеон, или победитель турок – принц Евгений Савойский, герой “зимнего похода”, наш Омельянович-Павленко и множество других.

Много блестящих страниц женского военного геройства знает история Мексики (горячая испанская кровь?), где во всех войнах, часто бывавших в этой стране, женщины – молодые и старые, иногда – матери плечом к плечу с сыновьями, выступали, как равноправные бойцы.

Автор: Н. Чужая.